- «Дорога победы»
«Дорога победы», временная железнодорожная линия Поляны Шлиссельбург, построенная в 1943 после прорыва блокады Ленинграда и освобождения войсками Ленинградского и Волховского фронтов 18 января г. Шлиссельбург и южного побережья Ладожского озера (ширина 811 км). 19 января ГКО принял постановление о строительстве железнодорожной линии протяжённостью 33 км, связывающей Ленинград с железнодорожной сетью страны через станцию Волховстрой. Строительство «Дороги победы» возглавлял И. Г. Зубков (начальник Управления военно-восстановительных работ № 2 УВВР-2). Трасса дороги прокладывалась по краям Синявинских болот, в 35 км от позиций противника, и подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Главный объект строительства мост через Неву длина 1300 м на первом этапе возводился как низководная свайно-ледовая эстакада с 2-метровыми пролётами. Через мост, построенный за 11 дней, пропущен первый сквозной поезд с Большой земли в Ленинград в ночь с 6 на 7 февраля. Поезд подошёл к перрону полуразрушенного Финляндского вокзала Ленинграда в 10 часов 9 минут. В числе других грузов он доставил 800 т продовольствия подарок из Челябинска. Вскоре после ввода «Дороги победы» , 23 февраля повысились нормы выдачи продовольствия ленинградцам. Более капитальный высоководный железнодорожный мост через Неву был построен 25 марта 1943. Чтобы снизить эффективность артобстрелов противника, параллельно дороге был сооружён 18-километровый обход на 1,52 км ближе к озеру. Дорога имела и другие.гое название «Коридор смерти». Поэтому поезда двигались только ночью один за другим на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Для увеличения пропускной способности линии 7 мая 1943 была введена «живая блокировка», которую осуществляли стоявшие вдоль всей трассы на расстоянии видимости световых сигналов железнодорожники (в первую ночь в Ленинград прибыло 24 поезда). 25 мая «живая блокировка» заменена полуавтоматической, что увеличило пропускную способность дороги до 32 поездов в ночь.
В 1943 в Ленинград было доставлено 4,4 млн. т различных грузов (в 2,5 раза больше, чем по «Дороге жизни»). После полного снятия блокады Ленинграда дорога утратила значение, частично разобрана.
Литература:
Майоров Я. М., Магистрали мужества, М., 1982;
Зензинов Н. А., Военные железнодорожники в обороне Ленинграда, «Транспортное строительство», 1982, № 5;
Ковальчук В. М., Дорога победы осажденного Ленинграда, Л., 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.